Илья Черт: вечные ценности и адские твари

автор фото Мария Митрофанова

Группа «Пилот» выступит на совместном с «Алисой» и «Чиж и Ко» концерте «Че за фест» в Arena Hall 23 февраля. В преддверии большого рок-события мы взяли большое интервью с лидером «Пилота» Ильей Чертом. Артист рассказал нам об альбомах «Изолятор» и «Кукушка», о вечных ценностях, об адских тварях в дорогих одеждах и тюремных заключенных, нуждающихся в любви.

Бочка: Расскажите о вашем новом альбоме «Изолятор». Чем вызвано такое маникально-депрессивное настроение и звучание альбома?

Илья Черт: Настроение и музыкальное сопровождение альбома соответствуют его содержанию, по крайней мере, «наша старалась аднака». Альбом посвящен теме отторжения обществом людей, чьи разум и чутье превосходят среднестатистический уровень, определяемый указами и нормами в различных законодательствах. Коли проще, люди в общей массе откровенно боятся тех, кто сильнее, умнее, талантливее усредненной планки. Результат такого страха – защитная реакция – агрессия по отношению к этим людям. Альбом о тяжелой судьбе талантов. Можно сказать, что пластинка «Изолятор» – это современное прочтение повести «Гадкий утенок». «А может “га-га-га”, ребята?» – «Нет уж, заткнись, и “кря-кря” как все!» А будешь выпендриваться – вяжите его срочно, доктор! Прослушав внимательно трек «Депрессия», вы сами убедитесь, что, в принципе, любого из вас можно в сей момент упечь бессрочно за решетки и в длинные рукава, поставив в карточку данный диагноз.

В альбоме, помимо песен, есть описания различных психических расстройств. Для чего они?

Альбом, как и любая картина, создается многими мазками красок. При этом, как и при создании любого творения, используется несколько инструментов – кисти, скребки, палочки, карандаши и прочий инвентарь. Так и здесь с диагнозами. Не играйте в расчлененку, не рвите на части единое творение, но узрите суть в целом. Монологи пациентов психиатрических клиник – это неотъемлемая часть пластинки. Можно ведь и по поводу картины «Девочка и персики» спросить: «Причем тут персики? Почему не арбуз? И почему она в ночнушке сидит за столом? И какого черта она не радуется своим персикам, а понуро медитирует на скатерть?» Наша пластинка называется «Изолятор», она вся об изоляции, поэтому ее частью являются монологи изолированных от общества людей. Логично? А если бы и нет? Творчество и логика чаще всего вовсе не любят гулять рука об руку.

А ты говоришь, доченька, что у меня плохая память. Кстати, как вас зовут? (с) к\ф «Взять Тарантину»

Как изменилось ваше мировоззрение со времен альбома «Сказка о Прыгуне и Скользящем» (в котором, по мнению многих поклонников и критиков, отражается философия Нила Уолша и Карлоса Кастанеды)?

Мое мировоззрение не менялось с тех самых пор, как себя помню, то бишь, годиков с трех. Я уже тогда презирал тех, кто отнимал игрушки у других детей, кто кидал камни в кошек, кто мучил птиц или унижал младших и более слабых. Я уже тогда, в начальной группе детского садика, всяких вот этих, которые так делали, за людей не считал. К тому же я еще лет в пять ясно осознал, что мир вокруг иллюзорен, что вся эта мишура внешняя – морок и декорации. И что добро и любовь, разумность и сострадание – это единственные вещи, которые имеют хоть какой-то смысл. К сожалению, вокруг меня было не так много существ, с которыми я мог бы поделиться этими выводами без опаски тут же получить в ответ очередной смех с издевательскими прозвищами или грязный снежок в спину. Их и сейчас вокруг не так уж много, прямо скажем, по крайней мере, тех, кто поступками своими говорит мне, что мои доводы верны и ими стоит жить, а не балаболит об этом витиевато в кружевах вербальных дискуссий, покусывая свой хвост и почесывая рога. В общем, я о чем: не все то люди, что кажутся людьми. Вот это и есть прикладная часть моего мировоззрения.

Увлеченность Уолшем и Кастанедой еще как-то отражается в вашем творчестве?

Я увлечен процессом жизни. Не только бытовухой в плане поедания пельменей, отхрапывания котелка соплями в подушку и криков «а ну отвалите все и не трогайте меня». Мне интересен замысел, мне интересен процесс, мне интересен я сам как часть всего этого. И есть люди, которые в этом со мной схожи, для которых пельмень в жизни, – не главное. Уолш ли это, Карлитос ли, Бабаджи, Иисус, Мохаммед, Мать Тереза или Исраэль Тимофеевич Хаббибулин со стройки – все они мне милы в плане общности интересу. И все они отражаются в моем разуме, как кривая улыбка с высунутым языком в весенней луже. Все они плывут рябыми портретами в полынье моей головушки. Ибо мы с этими человеками, по сути, есть одно целое, одно качество, мы все проявляем интерес Бога к своей собственной природе. И взаимно отражаемся во всем, как зеркальный шар на любой приличной сельской дискотеке, и наши солнечные зайчики веселят окружающих.

«Смех и радость мы приносим людям!» (с)

Вы неоднократно давали концерты в местах лишения свободы. Чем, по вашему мнению, это является для вас и для самих заключенных?

Я убедился: когда человек агрессивен, замкнут, злобен, эгоистичен, завистлив и т.д. – все это призыв о помощи. Это слабость духа, это страх внутри. Чем более агрессивен человек, тем больше он внутри чего-то боится. Чем больше он старается показаться грозным и страшным снаружи – тем больше нуждается в любви внутри, тем больше страха в нем. Люди оказываются в местах лишения свободы по самым разным причинам: от ошибочных заключений суда до по-настоящему страшных преступлений. Сидят там и те, кого просто подставили и кто предметно не виновен. И сидят и те, кого лучше и вовсе никогда не выпускать. Но и те, и другие – люди. И те, и другие совершают ошибки в жизни, наступают на грабли. И эти люди больше других нуждаются в Знании и Свете, ибо их поступки – призыв о помощи. Для меня подобные концерты – это Дхарма, следование обязанностям перед Богом – помогать просящему, стараться нести Добро этим людям, согреть им сердце и дать им понять, что жизнь не обязательно должна быть такой: она может быть и в радости, и во взаимном уважении с другими, даже с теми, кто этого не достоин.

«Они моему деду еще в начале допроса все зубы выбили, а он их до последнего на «вы» называл, и просил Бога помилосердствовать ИМ!» – в этой фразе заключено все мое понятие о мужской силе духа.

Не страшно посещать места, где живут люди, признанные обществом законченными людьми?

Мне куда более законченными людьми кажутся те, кто хохочет над пошлостями в юмористических ТВ-программах, кто сбивает на дороге человека и не останавливается, кто, врачебным халатом прикрываясь, втихую вытягивает деньги из стариков, кто мечтает выйти замуж по расчету, для кого «тряпки» и деньги – приоритеты в жизни и т.д. Вот они для меня – законченные. Не так страшны люди, которые ошибаются в жизни, как те, кто уже продали свою душу. Опыт показывает, что адских тварей в дорогой одежде и с толерантной манерой общения в разы больше, чем оных же в костюме от «Охота и рыбалка» и с ограниченным словарным запасом. А что признает или не признает общество – не моего ума дело. Меня интересует лишь то, что признает Бог и мой духовный Учитель.

автор Мария Митрофанова

Как сами можете охарактеризовать то, как изменилась группа и песни за все эти годы?

Я всегда в таких случаях говорю, что за 20 лет даже обезьяну можно научить играть аутентичный джаз на фортепиано. А в нашем ансамбле все участники таки изначально с музыкальным образованием. Так что шрамы и медали многолетнего изменения во всея красе предстают перед вами на каждом концерте. Двадцать лет назад наша во всех отношениях беспорядочная жизнь была адской смесью эгоизма, нигилизма, алкоголизма, наркотиков, романтических связей в стиле «нервно в тамбуре по-быстрому» и прочих прелестей тех, кто с веселым хохотом кувырком падает в ад. Сегодня мы – мужики за 40, у нас семьи и дети, мы говорим людям о Боге, рассказываем о вечных ценностях, о принципах и законах, которыми строится счастье и истинная любовь. Все вовремя и к месту. И как итог, моя любимая фраза Черчилля: «Если ты в 17 лет борешься со всем миром – у тебя горячее сердце! Но если тебе за 40, и ты продолжаешь бороться со всем миром, ты просто дурак».

Новый альбом – каким он будет?

23 марта выходит очередная номерная пластинка группы «Пилот» под названием «Кукушка». Это пластинка посвящена древней культуре. В том числе, славянской ведической культуре, алтайской магии и сибирскому шаманизму, бурятскому камланию и якутским знахарствам, еврейской мудрости выживания и т.д. Мы обратились к теме дружбы и взаимоуважения с окружающим миром. И приглашаем черпать вдохновение для этого в мудрости наших предков. Пластинка насыщена звучанием этнических инструментов. В ее записи участвовало много приглашенных музыкантов, в том числе, участники оркестра народных инструментов Санкт-Петербурга, фолк-группы «Ветер всем» и многие другие.

Каков ваш главный принцип в жизни, которому вы следуете всегда?

Помни лицо своего Отца! Что означает в развернутом и приземленном виде: любое твое слово, любой твой поступок, любое твое решение – по всему этому судят о твоем Роде, о благочестии твоей матери, о чести и достоинстве твоего отца. Ты живешь не сам по себе, но представляешь свой род. Твои поступки скажут мне больше о твоем отце и о твоей матери, обо всех твоих предках, близких, родных и друзьях, чем любые слова.

Человек должен всегда следовать одним и тем же правилам или он может менять свои принципы?

Мальчик отличается от мужчины, девочка отличается от женщины, гомо сапиенс Дарвина отличается от божьего человека простым критерием: первые живут своими «считаниями» (я считаю, что…) и «хотелками» (личными желаниями), вторые живут Законом, исполняя свои обязанности и свой долг, предписанные Богом, то есть следуют Путем Дхармы. Твои права и твои принципы зависят от того, кто ты сам – человек Дарвина или божий человек, чей ты родственник по линии предков.

автор Михаил Марков-1 (1)

Что больше всего цените в музыке, которая вас окружает, которую вы слушаете?

Состояние, которое она передает. Для меня настоящая музыка – это некая предтеча телепатии, которая способна передать слушателю то состояние души, которое испытывал композитор, когда писал ее. И это случается, когда музыка написана душой, а не расчетливыми мозгами, и когда при этом музыканты исполняют ее самозабвенно, сердцем и душой, а не «сдавая экзамен в музшколе». Порой слушаешь песню – все криво сыграно, спето фальшиво, инструменты не строят, слова наивны, качество записи кухонное – но слушаешь, и вдруг слезы в глазах, и сердце защемило, и накатила суть, как будто сама Жизнь тебе в сердце лично заглянула. А случается наоборот – сыграно без запинки, аранжировка гениальная, спето так, что и Паваротти нервно закурил бы, композиция божественно выстроена, инструменты стоимостью в годовую зарплату начальника – а ни шиша в сердце не отзывается, стоишь, слушаешь все это и думаешь: «Зачем это все и когда, наконец, закончится?! В буфете, говорят, коньяк неплохой».

А что цените в своей музыке?

В своей музыке я ценю больше всего то, что я всю жизнь пишу и играю то, что хочу, а не то, что надо или выгодно. Еще бывает, как правило, не слушаешь свои же собственные пластинки годами, а потом, спустя лет десять нашел случайно диск на антресолях и решил послушать. И вот пластинка твоя кончилась, а ты так вальяжно откинулся на спинку стула, заложил ногу на ногу и абсолютно без пафоса, спокойно так и трезво, сам себе удивленно и довольно улыбнулся и заметил: «Твою мать, а все-таки я – гений!». Так вот, имейте в виду, если ты сам свою музыку считаешь гениальной, то есть шанс, всего лишь шанс, что другие люди скажут «Что ж, недурственно… недурственно…».

Тект Полины Федуловой
Фото Марии Митрофановой (1,2), Михаила Маркова (3)

 

comments powered by HyperComments

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *