Эсайлем: психушка, спец-агент и «Пила»

uyifhiqtei4

Интервью с хип-хоп исполнителем Эсайлем о поэтической терапии, (не)самобытности отечественного рэпа и спонтанно-подвальных клипах.

Почему Эсайлем? Как и когда ты придумал его? Какую часть творчества раскрывает никнейм?

Я придумал псевдоним около трех лет назад, когда я понял необходимость смены образа. На тот момент я делал музыку уже несколько лет под другим никнеймом, из которого я вырос Передо мной встала задача найти слово, которое, с одной стороны, было бы уникальным и броским, с другой – отражало суть моего творчества, меня и того, чем я занимаюсь. Эсайлем – это транслитерация слова asylum, что с английского переводится как «психушка» или «убежище». Однажды я наткнулся на него случайно, после долго принюхивался и понял, что это то, что надо. Никнейм раскрывает всего меня. Я не делаю разницы между собой и Эсайлемом, это не мое альтер-эго, не мой образ, это я, но не под именем, которое записано в паспорте.

Теперь давай пройдемся по твоей биографии. Я слышал, что ты начал писать стихи, когда был еще ребенком, что стало толчком для этого?

Первые тексты я начал писать в четвертом классе, еще ребеночек. Поначалу мои песни были сотканы из строчек чужих композиций немногочисленных рэперов, которых я знал на тот момент. Толчком стала необходимость выразить накопившиеся внутри чувства, отразить свое мировоззрение.

Как бы могла измениться твоя жизнь, если бы ты не начал писать стихи?

Я мог бы, наверное, наложить на себя руки. Если бы не стихи, скорее всего, я был бы забитым ушлепком. Действительно, творчество давало огромный выход энергии. Я часто думал, что если бы в этой жизни меня наградили железным здоровьем, я хотел бы быть секретным спец-агентом как в Splinter Cell.

Как музыка изменила тебя?

Сначала она стала мусорным контейнером, в который я скидывал весь негатив, копившийся во мне, поэтому много текстов в прошлом было написано в стол. Не так давно эта жизнь изменилась коренным образом, что, конечно же, отразилось и на моем творчестве. С тех пор, помимо самокопания и выплескивания эмоций, я стал вкладывать в него определенный месседж для моих слушателей. Я понял, что кто-то находит себя в моих песнях и что моя музыка может вдохновить на мысль или поступок. Жизнь – интересная штука, мне многое пришлось пережить, и я просто рассказываю об этом в песнях. Сейчас я делаю ту музыку, которую бы слушал сам. То, чего мне не хватает в рэпе я стараюсь включить в свои песни, в свое творчество.

Расскажи о первой записанной песне.

Первую песню я записал в 2011 году. Это было очень интересно, потому что я был мелким, без 4 дней 13 лет. 26 ноября, как сейчас помню. Страшно, что-то не получалось, что-то получалось, но от самой первой песни до последних треков скачок нереальный, потому что прошло пять лет и невозможно было стоять на месте.

Можно подробнее об этой эволюции?

Сначала я читал не своим голосом, песенки были простые, потом начал своим голосом именно читать. Песни я называл треками, потому что к пению они отношения не имели. Два года назад я попытался проявлять вокальные данные – какие-никакие, они у меня есть, хотя ни музыкального образования, ни особого голоса нет.

Как происходит процесс написания музыки? Каким он был при создании последнего альбома?

Треки я пишу не мозгами – это можно сваливать на вдохновение. Меня просто накрывает, выбивает, приходит информация, которую я записываю. Я не считаю себя автором этих песен, скорее я – человек, который их записал и исполнил, не больше.

Альбом «Аромат и прохлада» не исключение. Естественно, все треки основаны на моих личных «прорываниях», ведь не бывает такого, чтобы меня вдохновила какая-нибудь книга или какой-нибудь фильм. Все, что я изложил в этом релизе – результат душевного кризиса. Весь альбом построен на конфронтации, на противоречиях, в том числе – самому себе. Думаю, при внимательном прослушивании можно заметить, что один трек опровергает другой.

Я чувствовал, что должен был поделиться этим с миром, только в этот раз мне не захотелось ограничивать себя, я не думал, как и что мне сказать, не стал убирать ненормативную лексику – оставил ее как стилистический прием, как отражение того состояния, которое тогда чувствовал. В финальную версию сборника вошли 13 песен, мое любимое число, но написал я около 20-25 треков и постарался выбрать самое лучшее.

Отдельно я хотел бы сказать о треке «ребячество», который фактически разделил альбом на «аромат» и «прохладу». Он является промежуточным, связным и написан не как песня, а как некая исповедь, описывающая творческий процесс. Творчество о творчестве.

xmbeanz5z8e

Альбом «Аромат и прохлада» наполнен аллюзиями как в «эпиграфах» песен, так и в самих текстах. Это дань моде, в которой каждый современной рэпер старается говорить умно, или это диалог с классикой и способ просвещения?

Отсылок и цитат много, я это не скрываю и не считаю воровством, байтерством, как это принято называть. Я делаю их намеренно и осознанно, потому что мне так самому интересно. Мне нравится, когда музыка непростая. Это не дань моде, не понты и показуха, не диалог с классикой и даже не способ посвящения. Русский рэп в целом ориентирован на запад и на американскую музыку. Американцы являются для наших исполнителей эталоном, и все ориентируются на них и по идейному содержанию, и по звучанию. Я никогда не понимал это, потому что, на мой взгляд, рэп – это не про стереотипный лайфстайл, это искусство – речитатив под бит, который дает больше простора, чем стихотворение.

Если я и буду ориентироваться на кого-то, то точно не на западных исполнителей, а на наших, отечественных или не совсем отечественных, но именно на людей искусства. «Ананасы в шампанском» – трек, названный по одноименному стихотворению Игоря Северянина, припев является переделкой его строчек. В треке «Красота» припев является цитатой из Сальвадора Дали.

Говоря об отсылках, стоит уделить особое внимание «Товарищу сердце». Я писал его, намеренно компилируя строки различных авторов. Начал с эпиграфа Блока, полностью взяв его строфу. И дальше можно буквально построчно можно разбирать на аллюзии.

Нулевое декабря. Звезд не видно за дымкой метели,
Разум чист, как бунинский понедельник. [очевидно Бунин]
Это все потому что искусство поэзии требует слов! [Бродский]
По кровати бегут человечие тени. Друг мой, друг мой! Мои первые дни – как последние Есенина. [«Черный человек» Есенина]
Безумных лет угасшее веселье влезло в корку снов, [Пушкин]
Собачье сердце мрет в сезон охоты на волков. [Булгаков и Высоцкий]
Пальнем в святую Русь, она загнется пусть! [«12» Блока]
Пророчить не берусь, [«Пророк» Пушкина]
а вы могли бы? [Маяковский]
Не спрашивай, откуда грусть.

«Мне снится ночью Петербург, там я, ступая на порог, осознаю, что у страны моей моральный Блок», – в этой строчке и заключается главный посыл. Мы стремаемся сказать, что у нас есть наша национальная идея и мы можем привнести в музыку что-то самобытное, то, что было взращено нашей культурой. И в конце я переделываю строчки Маяковского – обращаюсь к слушателю: «Послушайте, послушайте! Ведь если родное нам вдруг становится чуждо.. Значит, это кому-нибудь нужно?»

Пожалуй, этой песней я хотел натолкнуть слушателя на мысль о том, на что стоит ориентироваться. Я люблю свою страну, люблю людей, люблю культуру, поэтому я посчитал правильным это выразить. Это напоминание о том, что существует нечто близкое нам и оно может найти свое отражение в музыке.

Эпиграфы я выбирал так: взял повлиявшие на меня книги, выбирал песню, открывал одну из книг на случайной странице и сразу видел нужные слова. Изначально они никак не были связаны ни с песнями, ни между собой, и если кто-то находит эту эфемерную связь, то должен понимать, что она создана ненамеренно.

Расскажи о первом клипе. Насколько получилось воплотить замысел? Что было самым сложным?

Клип очень интересно был сделан. Все от стола, бабочек, помещения, швейной машинки, девочки до оператора, который согласился все это делать,  пришло абсолютно случайно. С одной стороны, очень много вложил в него энергии и сил, с другой – практически ничего не делал.

Сниматься было очень трудно, потому что я совсем не актер. Это был первый опыт съемок. Воплотить мой замысел получилось процентов на 70, потому что все-таки я стараюсь относиться к этому некритически, хотя вижу свои ошибки, недочеты, пункты для работы над собой. Первый блин комом не комом, но он получился. Самым сложным было меньше думать о том, что это нечто ответственное и быть расслабленным. Старался быть собой, но переиграл. Я доволен, клип особо никого не удивил, но я попытался сделать это интересно. Все это, естественно, подвально, самодельно, кустарно, но, тем не менее, очень душевно.

Расскажи о своем настоящем. Чем ты сейчас занимаешься после того, как написал альбом? Когда планируешь взяться за что-то новое?

Сейчас я буквально освободился, вздохнул, потому что после того, как я все опубликовал, я больше никому ничего не должен. Это было очень сложно в моральном плане. Это давило. Наконец поставил точку в предложении. Теперь просто живу, наслаждаюсь, набираюсь опыта, эмоций и чувств, пока не произошло что-то, что подвигло бы на написание еще одной серьезной работы.

uyifhiqtei4

Расскажи о любимых фильмах / книгах?

Говоря о книгах, у меня есть любимый автор – Хулио Кортасар. Вот у него я все произведения могу читать бесконечно взахлеб. Люблю, чту и уважаю философию франшизы «Пила». Если ты не ценишь жизнь, ты не достоин жизни.

Есть ли у тебя определенная цель, которую ты стараешься добиться куплетами?

Я не стремлюсь к хайпу и фейму, мне не надо, чтобы мои треки играли из каждой проезжающей тачки или на каждой тусовке. Я считаю, что моя музыка для наушников, а не для колонок. Она должна заставить взглянуть на мир под другим углом. Но при этом должна говорить об этом переосмыслении не в лоб, поэтому мне нужна тайна, загадка, недосказанность, чтобы хотелось переслушивать песню.

И вообще, если музыка со словами, то она обязана иметь посыл. Мне не доставляет удовольствия слушать песни Фараона «Мама, я не хочу жить», зато мне приятно слушать «Я выбираю жить в кайф». Для меня решающую роль играет посыл песни, потому что это информационное воздействие сильно влияет на сознание. Многие люди ценят просто звук, эту функцию должна выполнять инструментальная музыка. Если есть слова, то пусть эти слова будут обязательно в тему.

Расскажи о своей мечте, глобальной и личной?

Моя мечта в том, чтобы люди перестали делиться, дробиться на различные течения и направления, которые не признают друг друга и считают истинными самих себя. Хочу, чтобы люди стали немного более чуткими к этому миру, который очень глубок и чуток к нам.

И последний вопрос, как мне кажется, очень важный. О чем твоя история?

Моя история о том, как делать не надо, и что из этого получается. Однажды я написал пару строчек, которые отражают все, происходящее во мне: Мне нужно больше опыта, прочувствовать всю гамму, Выпить океан до дна и запрыгнуть в каждую яму. Перед тем, как что-то изложить, мне нужно это понять. И цель – прожить это, получить жизненный опыт, стать богаче и развитее. Это мой способ кайфовать от жизни. Моя история обо мне.

Текст и фото Богдана Мельника

comments powered by HyperComments

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *